Меметика

Меметика (Memetics) - это теория, объясняющая происхождение того, что лучше всего, пожалуй, обозначить как "ментальный контент" (mental content). Она опирается на эволюцию по Дарвину, а также на идеи из научно-популярной книги "Эгоистичный ген" (The Selfish Gene.[1]), написанной Ричардом Докинзом (Richard Dawkins) в 1976 г., где он ввел термин мем (по аналогии с геном), впервые употребил слово "меметик" (по аналогии с "генетик") и т.д. Аналогичную по духу гипотезу высказал в 1975 г. Ted Cloak, о котором Докинз упомянул в своей книге.
 
Есть попытки описать меметику как эволюционную модель передачи информации, относящейся к культуре (через само-репликацию элементов культуры). Меметику не следует путать с мимезисом.

По аналогии с геном, мем изначально рассматривался Докинзом как "единица культуры", например, как идея, верование, модель или манера поведения и т.п. Все это, предположительно, размещено, локализовано в сознании одного или нескольких индивидов. Мем может воспроизводить себя, перемещаясь из одного сознания в другое. Таким образом, появилась альтернатива. Можно стало описать влияние людей друг на друга через репликацию какой-то идеи, меняющей место своего размещения. Докинз - эволюционист, поэтому считает, что успех репликации мема обусловлен тем, что он, скорее всего, повышает эффективность своего нового хозяина в процессе естественного отбора. Хотя Докинз избегал того, чтобы напрямую связывать мемы с успехом по части распространения генов. Мемы-идеи также не оцениваются с точки зрения их соответствия истине, но оцениваются по успеху в деле их собственного распространения.[2]

История публикаций

Современная меметика ведет отсчет своего существования где-то с середины 80-х г.г. прошлого века. Наиболее раннее и сильное воздействие на ее формирование оказала рубрика колумниста Дугласа Хофстадтера (Douglas Hofstadter)а под названием Metamagical Themas, которую он вел[5] в журнале Scientific American. Рубрика дала название для его книги, вышедшей в 1985.

Название для науки меметики предложил Лукас Арел[6]. Точно так же как и Докинз, он исходил при том из аналогии генетика-меметика.

Наряду с книгой Докинза, положившей начало дискуссиям специалистов разных дисциплин, стимулом к образованию меметики была публикация в 1991 г. книги Consciousness Explained американского философа-когнитивиста Дэниела Деннета (Daniel Dennett), лейтмотивом для которого служит поиск простых основ в области философии сознания, способных послужить основой для эмпирических исследований. В том же году, Докинз развил тему в статье "Viruses of the Mind" [7]. Он также использовал меметический подход для объяснения религиозных феноменов. К тому времени, меметика начала фигурировать в качестве темы для художественных произведений ( например книга Нила Стивенсона (Neal Stephenson) Snow Crash.

Идея описания языка в терминах вирусов принадлежит Уильяму Берроузу (William S. Burroughs). Который написал об этом в своих книгах The Ticket That Exploded (1962) и The Electronic Revolution (1970). Те же мысли были им высказаны в книгеThe Job (The Job: Interviews with William S. Burroughs), опубликованной в 1969 г. Аналогичные темы исследовал журналист Дуглас Рашкофф (Douglas Rushkoff ) в книге Media Virus (1995).

Большое влияние на становление меметики повлияли публикации неакадемического плана. К их числу относится мотивировавшая многих книга Virus of the Mind: The New Science of the Meme (1996) Ричарда Броди(Richard Brodi), бывшего топ-менеджера компании Майкрософт, ставшего впоследствии профессиональным игроком в покер. В том же 1996-м году выходит Thought Contagion: How Belief Spreads Through Society - книга Аарона Линча (Aaron Lynch), математика и философа, проработавшего много лет инженером в Fermilab. Считается, что этот автор практически не был знаком с меметикой в процессе написания книги, в которой изложены его самостоятельные, независимые от других исследователей выводы.
Университетский психолог Сьюзен Блэкмор (Susan Blackmore) использвала обобщила в т.ч. неакадемические исследования в книге The Meme Machine (1999)

Usenet- newsgroup alt.memetics была запущена в 1993. Число постов в ней достигло пикового значения во второй полвине 90-х.[3] В 1990-м была сделана первая попытка запустить (бумажное) периодическое издание по меметике, которое долго не просуществовало.[8])Издание Journal of Memetics – Evolutionary Models of Information Transmissio было электронным и обновлялось с 1997 по 2005.[4]


Термин "мем"


Термин мем (meme) ведет происхождение от древнегреческого μιμητής (mimētḗs), примерно значащего "имитатор, притворщик, самозванец". Похожий термин "mneme", был использован в 1904, немeцким биологом-эволюционистом Рихардом Земоном (Richard Semon), ставшим известным благодаря своему истолкованию памяти через энграммы. Сделанной им в теоретической работе Die mnemischen Empfindungen in ihren Beziehungen zu den Originalempfindungen (Соотношение естественного восприятия с мнемоническим).

В 1921 г. данную работу перевели на английский, озаглавив как The Mneme. Ее упоминал, например, в 1956 г. Erwin Schrödinger в своей лекции “Mind and Matter”. Однако до 2000 г., когда Daniel Schacter опубликовал "Забытые идеи и первопрохдцы: Рихард Земон и история про память" (Forgotten Ideas, Neglected Pioneers: Richard Semon and the Story of Memory), работа Рихарда Земона оказывала, по всей видимости, малое научное влияние. Ричард Докинз, в некотором роде, исправил ситуацию в 1976 г. Хотя, скорее всего, независимо от Земона, ибо на него не ссылался. Вот что именно писал Докинз:
“Mimeme” происходит от, подобающего случаю, греческого корня. Хочется отметить, что односложное слово мем звучит на слух слегка похоже на ген. Надеюсь, любители классики меня простят, если я подсокращу mimeme до meme - мема. Если, все же, мему как термину нужна альтернатива, то можно подумать относительно других вариантов, восходящих к английскому слову память (“memory”), или же ко французскому même. ([mɛm]; тот же, один и тот же; такой же, одинаковый).

Интерналисты и экстерналисты

Движение меметиков почти сразу разделилось надвое.

Интерналисты. Первая группа желала придерживаться подхода Докинза, определившего мем как единицу передачи, распространения культуры ("a unit of cultural transmission"). Джебран Берчетт (Gibran Burchett) ввел термин меметического инжиниринга (memetic engineering). Вместе с Leveious Rolando и Larry Lottman, он стал настаивать на том, что термин мем можно определить точнее - как единицу культурной информации (cultural information), поддающуюся копированию и хранимую непосредственно в "мозге человека". Что, возможно, стало ближе по духу к интерпретации темы мемов Докинзом через расширенный фенотип. К интерналистам относится, например, А.Линч и Р.Броди.

Экстерналисты. Другая группа захотела определить мемы иначе - через наблюдаемые культурные артефакты культурные артефакты и человеческое поведение. Суть их сомнений понятна не только меметикам: "Дэвид Юм, шотландский философ и представитель эмпиризма и агностицизма, еще в VIII веке сформулировал данную проблему, известную в философской литературе как «проблема иных сознаний», следующим образом: если слова являются лишь оболочкой «мысли» и выражают «идеи», то как я, говорящий, могу быть уверен в том, что слушающий имеет те же «идеи» вещей, что есть у меня?" (Уровни ориентирующего воздействия специфических языковых структур и единиц в китайскоязычной блогосфере. Научный диалог. Выпуск № 3 / 2012 "Филология" О. С. Худякова). К экстерналистам относят генетика Дерека Гэзерера (Derek Gatherer) и писателя William Benzon. Блэкмор не примкнула ни к первой, ни ко второй группе.[11]

Дебаты по поводу можно наблюдать "внутренние мемы" или нет, привели к тому что в 1998 г. раздались призывы их прекратить. Промежуточные итоги были были подведены в Darwinizing Culture: The Status of Memetics as a Science, под редакцией Robert Aunger, с предисловием Дэниела Деннета (2000). В 2002 Robert Aunger опубликовал манифест интерналистов The Electric Meme.

В 2011 г. Макнамара (McNamara) показал, что определенную связь между внешними (е-мемами) и внутренними (i-мемами) проследить можно.[12]

Чем закончилось


В 2002 году Сьюзен Блэкмор (2002) переопределила[10] мем как все, что один человек может скопировть у другого, как-то: привычки, навыки, мелодии, истории или любой другой вид информации, которую можно воспроизвести путем выборочной иммитации, обучения или любым другим методом. Копии эти несовершенны, ибо мемы копируются вариативным образом и только некоторые из этих вариаций "выживают". Кроме того, мемы конкурируют за место в нашей памяти и за шансы быть скопированными снова. Копирование, вариация и конкуренция - это три кита, на которых стоит концепция Дарвина: благодаря им, мемы (и культура в целом) быстро эволюционируют. Эта скорость, в частности, определяется тем, что каждый акт социального взаимодействия, построенного по сетевому принципу, порождает мутации мемов, причем одна и та же идея может быть передана различными мемами. Большие группы мемов, копируемых и отбираемых совместно, она называет коодаптивными комплексами мемов или мемплексами (memeplex). 

В 2005, журнал меметиков "Journal of Memetics – Evolutionary Models of Information Transmission" закрылся, опубликовав, напоследок, серию статей про будущее меметики. На его сайте утверждалось, что перезапуск журнала близок, но прошло уже несколько лет, а этого не пока случилось.[9]Сьюзен Блэкмор оставила университет и стала писателем.

Генетик Дерека Гэзерера подался программистом в фармацевтику, хотя еще временами что-то публикует касательно меметики.  Ричард Броди сейчас штурмует вершины рейтинга профессионалов мирового покера. Аарон Линч отрекся от слова мем и принадлежности к меметическому сообществу, но не от идей, изложенных в его книге. Свою нынешнюю позицию он описывает словами "thought contagionist". Он потерял финансирование от частного спонсора. После того, как поток гонораров от издания книги иссяк, он не смог продолжить консалтинговую практику. И умер в 2005 г.

Дополнительно

Примечания

  1. Jump up^ Burman, J. T. (2012). "The misunderstanding of memes: Biography of an unscientific object, 1976–1999". Perspectives on Science 20 (1): 75–104. doi:10.1162/POSC_a_00057. open access publication - free to read
  2. Jump up^ Kantorovich, Aharon (2013) An Evolutionary View of Science: Imitation and Memetics.
  3. Jump up^ "Google groups, About alt.memetics"groups.google.com. 2012. Retrieved 15 February 2012.
  4. Jump up^ "Index to all JoM-EMIT Issues"Journal of Memetics. Retrieved 2009-10-27.
  5. Jump up^ Metamagical themas: questing for the ... - Google Books. Books.google.com. 1996-04-04. ISBN 978-0-465-04566-2. Retrieved 2010-02-18.
  6. Jump up^ Metamagical themas: questing for the ... - Google Books. Books.google.com. 1996-04-04. ISBN 978-0-465-04566-2. Retrieved 2010-02-18.
  7. Jump up^ "Viruses of the Mind". Cscs.umich.edu. Retrieved 2010-02-18.
  8. Jump up^ Journal of Ideas: Announcement & Call for Papers[dead link]
  9. Jump up^ "Journal of Memetics - Evolutionary Models of Information Transmission"Journal of Memetics. Retrieved 17 September 2010.
  10. Jump up^ Dawkins, R. (1982) "Replicators and Vehicles" King's College Sociobiology Group, eds., Current Problems in Sociobiology, Cambridge, Cambridge University Press, pp. 45–64. "A replicator may be defined as any entity in the universe of which copies are made."
  11. Jump up^ Blackmore, Susan (2003). "Consciousness in meme machines". Journal of Consciousness Studies (Imprint Academic).
  12. Jump up to:a b McNamara, Adam (2011). "Can we Measure Memes?"Frontiers in Evolutionary Neuroscience 3
  13. Jump up to:a b James W. Polichak, "Memes as Pseudoscience", in Michael Shermer, Skeptic Encyclopedia of Pseudoscience. P. 664f.
  14. Jump up^ Benitez-Bribiesca, Luis (2001): Memetics: A dangerous idea. Interciecia 26: 29–31, p. 29.
  15. Jump up^ Terrence Deacon, The trouble with memes (and what to do about it). The Semiotic Review of Books 10(3).
  16. Jump up^ Kull, Kalevi (2000). "Copy versus translate, meme versus sign: development of biological textuality". European Journal for Semiotic Studies 12(1): 101–120.
  17. Jump up^ Midgley, Mary. The Solitary Self: Darwin and the Selfish Gene. Acumen, 2010. ISBN 978-1-84465-253-2
  18. Jump up^ Stepan, Nancy L. Race and Gender: The Role of Analogy in Science. In Goldberg,David Theo (ed.) The Anatomy of Racism. University of Minnesota Press, 1990.
  19. Jump up^ Kronfeldner, Maria. [1] Darwinian Creativity and Memetics. Acumen, 2011.
  20. Jump up^ "Holonic Structure of the Meme - The Unit of Culture"StoryAlity academic weblog, JT Velikovsky. Retrieved 2 January 2014.
  21. Jump up^ "Journal of Memetics". Retrieved 10 March 2014.
  22. Jump up^ Keith Henson View profile More options (1997-10-05). "Promise Keepers: Is it a Cult? - alt.mindcontrol | Google Groups". Groups.google.ca. Retrieved 2010-02-18.
  23. Jump up^ "Sex, Drugs, and Cults by H. Keith Henson". Human-nature.com. Retrieved 2010-02-18.
  24. Jump up^ "Evolutionary Psychology, Memes and the Origin of War". Mankindquarterly.org. 1996-12-19. Retrieved 2010-02-18.
  25. Jump up^ "Evolutionary Psychology, Memes and the Origin of War || kuro5hin.org". kuro5hin.org<!. Retrieved 2010-02-18.
  26. Jump up^ Jan E.M. Houben "A Tradição Sânscrita entre Memética Védica e Cultura Literária" Linguagem & Ensino, Pelotas, v.17, n.2, p. 441-469, maio./ago. 2014, page 454 www.rle.ucpel.tche.br/index.php/rle/article/view/1089/783
  27. Jump up^ Jan E.M. Houben, "Memetics of Vedic ritual, Morphology of the Agnistoma." Powerpoint presentation first presented at the Third International Vedic Workshop in Leiden, 2002: www.academia.edu/7090834
  28. Jump up^ Jan E.M. Houben "A Tradição Sânscrita entre Memética Védica e Cultura Literária" Linguagem & Ensino, Pelotas, v.17, n.2, p. 441-469, maio./ago. 2014, footnote 17, page 454-455 www.rle.ucpel.tche.br/index.php/rle/article/view/1089/783
  29. Jump up^ PR Watch
  30. Jump up^ Using Memes to Improve Climate Change Communication
  31. Jump up^ Cullen, Ben (2000). Contagious Ideas: On evolution,culture, archaeology, and Cultural Virus Theory. Oxford and Oakville: Oxbow BooksISBN 1-84217-014-7.
  32. Jump up^ Ritt, Nikolaus (July 5, 2004). Selfish Sounds and Linguistic Evolution: A Darwinian Approach to Language Change. New York: Cambridge University PressISBN 978-0-521-82671-6.
  33. Jump up^ A Memetic Paradigm of Project Management (International Journal of Project Management, 23 (8) 575-583)
  34. Jump up^ "The Evolution of IT Innovations in Swedish Organizations: A Darwinian Critique of ‘Lamarckian’ Institutional Economics", Journal of Evolutionary Economics, vol. 17, No. 1 (Feb 2007)
  35. Jump up^ Blackmore, Susan, 1999, The Meme Machine, Oxford University Press, Oxford, ISBN 0-19-850365-2
  36. Jump up^ Glenn Grant. A Memetic Lexicon. Montreal. 1990
  37. Jump up^ Two early meme papers of historical interest (1a)
  38. Jump up^ Christopher W. diCarlo (April 27, 2010). "How Problem Solving and Neurotransmission in the Upper Paleolithic led to The Emergence and Maintenance of Memetic Equilibrium in Contemporary World Religions"Politics and Culture (Special Evolutionary Issue).

Ссылки

External links